За блеском скоростного немецкого футбола, основанного не только на физической силе или передачах, а ещё и на микротактике и удивительной работоспособности игроков, можно разглядеть некоторые новшества в игре нападающих таранного типа.

Казалось бы, у «Боруссии» (Д) и «Баварии» мало общих черт. Но наличие таранных форвардов роднит их как ничто иное. Следует отметить, что Левандовски, Гомес или Манджукич совершенно далеки от того образа нападающего, которого объявили вымирающим типом ещё пару лет назад.

В середине прошлого десятилетия в моде были быстрые и техничные форварды (Вилья, Это'О), либо низенькие крепыши (Руни, Тевес), которые с помощью игры корпусом выигрывали ключевые единоборства у защитников соперника. Из-за этого таких игроков, как Дрогба или Гомес, было принято считать анахронизмом или нападающими вчерашнего дня, которые только на то и горазды, что колотить мячи, находясь в штрафной.

Пожалуй, неправильно говорить, что именно Жозе Моуринью запустил процесс эволюции таранного форварда. Однако португалец сумел собрать все лучшее, которое было до него - и реализовать это в своем «Челси». Всё это касается игры Дрогба. Ведь Дидье не замыкался игрой в стиле «открылся - пробил», а уходил на фланги, помогал партнерам комбинировать и выходить из-под прессинга, уводил защитников, открывал зоны для подключений партнерам, а также выступал первой линией обороны, прессингуя соперника после потери мяча игроками его команды.

Этот же прием Моуринью пытался проделать и с Бензема, который, как и Дрогба, был интересным молодым игроком, обладающим гренадерскими габаритами. Получилось ли? Судить сложно, ведь Карим порой показывал очень интересную игру: постоянно смещался на фланги, отрабатывал в обороне. Возможно, французу не хватило работоспособности или желания, ведь частенько он не доигрывал эпизоды или попросту терял чувство мяча и не мог завершить комбинацию партнеров точным ударом.

Хайнкес и Клопп тоже расширили диапазон действий своих игроков. Старина Юпп сумел найти великолепно отрабатывающего в обороне Манджукича, а также подстегнуть обычно ленивого до оборонительной работы Гомеса. В итоге «Бавария» получила двух интересных форвардов со схожими функциями. С той лишь разницей, что Манджукич чуть эффективнее обороняется, а Гомес – атакует. Клопп пришел к модели игры с таранным форвардом иным путём. На первых порах Юрген пытался играть то с Вальдесом, то с Барриосом. То есть - с юркими технарями, которые берут своё за счет техники и манёвренности. Покупка Левандовски позволила Клоппу сделать игру более разнообразной. По сути, в атакующей фазе Роберт мог выступать как финишером, так и ассистентом. Кроме того, поляк постоянно менял позиции, расширяя фронт атаки и отвлекая внимание защитников. В оборонительной фазе Роберт не отставал от партнеров и жёстко прессинговал оппонентов сразу за центром, закрывая вместе с Гётце первую треть своей половины поля.

Можно возразить, что Мюнхен и Дортмунд - это ещё не весь немецкий футбол. Но как тогда быть с теми же «Шальке» и «Байером», замкнувшими топ-4 Бундеслиги в прошедшем сезоне? Ведь у «Плутов» и «Фармацевтов» тоже есть ударные форварды таранного типа - Кисслинг и Хунтелаар.

Затронули изменения и Серию А. Только вот где-то они имели сиюминутный эффект, а где-то, наоборот, долгосрочную перспективу. Так, Земану удалось показать то, насколько может быть эффективен Освальдо, а Монтелла заново открыл Тони. Некий ренессанс пережил и Милито - правда, в свете просчетов в подготовке и тактике Страмаччони это осталось практически незамеченным. После подписания Бендтнера Конте также предпринял робкую попытку немного изменить построения своей команды в пользу вертикального футбола. Но, учитывая нынешний уровень Никласа, тренеру «Ювентуса» пришлось отложить затею до приезда Льоренте.

А вот ещё один итальянец, работавший на Туманном Альбионе, так, похоже, и не определился, как наиболее оптимально использовать Джеко и Балотелли. По ходу сезона Манчини использовал пять схем (4-4-1-1, 4-2-3-1, 4-4-2, 4-3-3, 3-5-2), и при этом каждый раз тасовал форвардов. В итоге Балотелли отправился покорять Милан, а Джеко, хоть и сыграл большую часть матчей, так и не смог дотянуть до планки в 20 забитых мячей в АПЛ.

Идейный оппонент Манчини и всей синей половины Манчестера - сэр Алекс - наоборот, шёл в ногу со временем. И даже в своем последнем сезоне перестроил игру своей команды под таранного форварда с широким спектром действий - Робина ван Перси. Голландец не только клепал голы, а и отдавал почти по две обостряющие передачи в матче. В оборонительной фазе матча RVP чаще всего сосредотачивался на оказании давления на защитников, а также прессинге тех игроков, которые могут сместиться в центр, принять передачу и "перезагрузить" атаку, то есть сменить вектор наступления.

Карло Анчелотти сумел выстроить свой победный ПСЖ только после прихода в команду Ибрагимовича. Ведь именно Златан обеспечивал вариативность и ширину атакам парижан, а также создавал возможности и освобождал пространство для Лавесси, Пасторе и Моуры. Важность Ибрагимовича лучше всего демонстрирует «Милан». Ведь в первой половине сезона Аллегри не мог эффективно заменить шведа. Массимилиано старался перестроить игру своей команды, используя Эль-Шаарави в роли легковесного форварда. Данное начинание не возымело успеха и Адриано Галлиани уже зимой летал в Манчестер за Балотелли.

В авангарде оказались и «Атлетико», «Порту», а также «Базель». И если действия Симеоне и Витора Перейры читались, то вот решения Мурата Якина стали почти откровением. Молодой наставник швейцарского гранда практически полностью оказался от услуг легендарного по местным меркам Александра Фрая и сделал выбор в пользу Штреллера. Марко, действуя в рамках системы 4-1-4-1, за которой, возможно, будущее, постоянно взаимодействовал с четверкой полузащитников и в буквальном смысле управлял пространством в центральной зоне. На деле это означало, что с помощью двух атакующих хавов или вингеров нападающему удавалось разрывать стройность линии обороны соперника и регулярно создавать ситуации «три в три» или «четыре в три» в игровых зонах.

Естественно, с расширением функций форвардов, претерпели изменения и роли игроков других амплуа. Вследствие этого появились вингеры, ориентированные на использование свободного пространства, полученного за счет действий таранного форварда и завершения атак (Роналду в «Реале», Халк в «Порту», Бэйл в «Тоттенхэме»). Несколько иначе стали действовать и атакующие полузащитники, которые также используют свободное пространство и меняются позициями с форвардами, устраивая карусель и запутывая игроков группы обороны соперника (Мюллер в «Баварии», Гётце и Ройс - в «Боруссии»).

Естественно, не все игроки смогли соответствовать современным тенденциям. Возможно, именно поэтому Адебайор и Торрес сейчас вовсе не показывают того уровня игры, что ранее. Ведь тоголезец попросту неэффективен в оборонительных действиях, а испанец, кажется, остался в той эпохе, когда для побед от него требовалось оторваться от защитников и выиграть рандеву у голкипера.

Напоследок хотелось бы отметить, что эволюция футбола не закачивается расширением спектра действий форвардов или пересмотром игровых задач атакующих полузащитников. В наше время появляется необходимость наличия в команде креативного защитника, раздающего длинные передачи вингерам и форварду. Также прослеживается введение экспериментов с типажом игроков, действующих на краю обороны. Ведь Ивановича, Бёниша и даже поигравшего на краю обороны Пшеничных тяжело назвать классическими крайними защитниками-универсалами. Вышеназванное трио скорее являет собой пример защитников новой формации, тех игроков, которые способны действовать в атаке и в обороне не за счет техники, скорости или юркости, а за счет грубой силы и выверенного выбора позиции.