"Демократ-диктатор", - так охарактеризовал себя наставник сборной Швейцарии Оттмар Хитцфельд во время беседы со слушателями курсов на получение тренерской лицензии категории Pro, которые прошли в начале мая в Ньоне. Хитцфельд выиграл Лигу чемпионов УЕФА с дортмундской "Боруссией" (1997) и "Баварией" (2001) и за три десятка лет карьеры накопил немало опыта. Его ценные советы и наблюдения наверняка будут любопытны не только будущим тренерам.
Работа над недостатками
Я был очень застенчивым и тушевался, когда приходилось выступать перед людьми. Когда я был игроком, проблема большого значения не имела, но уже тренером мне пришлось учиться выходить перед командой и обращаться к ней. Я тренировался дома перед зеркалом, чтобы в результате, стоя перед игроками, мог уверенно донести до них свои мысли.
Гибкость
Очень важно прийти со своей философией игры и реализовать ее. Но это работает только при наличии необходимых футболистов. Когда я в 1991 году пришел в дортмундскую "Боруссию", я намеревался играть по схеме 4-4-2 или 4-2-3-1. Но команда до этого играла только по расстановке 3-5-2. Я осознал, что, несмотря на собственное видение игры, не имею нужных исполнителей. Я изменил подход и, только получив возможность взять в команду необходимых игроков, вернулся к первоначальной идее. Нужно быть гибким.
Работа с проблемными игроками
Как игрок я был достаточно эгоистичен. Я был нападающим и хотел забивать. Блестящим командным игроком я не являлся. Став тренером, я уже знал эти нюансы и понимал, что подобным футболистам нужно уделять больше внимания, чем остальным. Порой выдающиеся игроки крайне сложны, но я никогда не уклонялся от работы с ними. Если вы располагаете проблемными игроками, то вам необходимо вкладывать в них больше обычного, зато потом они будут биться за вас с горячим сердцем. Если вы предпочтете иметь дело лишь с простыми в подходе футболистами, то и команда у вас будет слабая.
Признание своих ошибок
Чтобы расти, без негативного опыта не обойтись. Поражение в финале Лиги чемпионов 1999 года в итоге оказалось полезным, и через два года мы выиграли турнир. Тогда мы пропустили на 91-й и 93-й минутах. Уже потом я собрал команду и сказал, что мы не хотим разочаровывать публику, что нам надо взглянуть на собственные ошибки. Мы не играли с полной концентрацией вплоть до последней секунды и не удержали "Манчестер Юнайтед" в концовке встречи подальше от своих ворот. Плюс, мы излишне нервничали. Таким образом мы оказались сами виноваты в своем поражении. Было очень важно донести до команды, что случившееся - именно наша ошибка. У нас было достаточно класса, чтобы сделать правильные выводы и в конце концов взять верх в финале Лиги чемпионов. Важно обеспечить футболистам новую мотивацию. Я пытался сделать это, хотя сам был опустошен.
В ногу со временем
Очень важно следить за прогрессом. Если вы тренер на полной ставке, о футболе надо думать круглосуточно. Необходимо размышлять о команде и следить за новыми разработками вроде видеоанализа. Нужно просматривать большое количество других матчей, причем однократного просмотра может не хватать. Надо пересматривать и учиться. Кроме того, вам нужен правильный баланс опыта и молодости в вашем штабе.
Ясность в общении
Я всегда объяснял игрокам, почему они не вышли на поле. Когда-то тренер мог сказать: "Ты не играешь, потому что не играешь". Я старался так не поступать, а говорить футболистам, по какой причине они не попали в состав. На заре тренерской карьеры я уделял много внимания тому, как именно я критикую игрока. Этому надо научиться, само собой это знание не придет. Вы должны убедиться в том, что не оскорбляете и не обижаете людей. Игроки могут быть очень ранимыми, так что каждое сказанное вами слово имеет большое значение. Очень важно сохранить доверие. Только тогда вы станете успешным тренером.
Человеческий фактор
Мои игроки ожидают от меня досконального знания соперника, а также досконального знания их самих. Футболисты хотят, чтобы наставник относился к ним не просто, как к фигуркам с номерами на спинах. Речь не только о тактике или происходящем на поле, но также о том, что происходит за пределами стадиона. Именно потому надо установить отношения, которые сплотят команду.
В 60-е и 70-е игрокам скорее был нужен авторитарный наставник, а в наши дни важно проявлять участие. Перед отборочным матчем сборной Швейцарии в Англии [в июне 2011 года] я отвел в сторону Гранита Джаку. Ему было всего 19, и я спросил: "Ты сможешь играть на "Уэмбли" перед 90 тысячами горячих болельщиков?"
На этот простой вопрос он ответил так: "Почему бы и нет. Тренер, вы мне доверяете или нет?" В наши дни молодые футболисты быстрее мужают и набираются уверенности. Лет 30 назад игрок мне так не ответил бы. Поэтому надо адаптироваться и уделять время общению. Ты работаешь с 20, 25, 30 игроками, и сделать из них единую команду, не учитывая человеческий фактор, невозможно. То есть надо развивать в себе шестое чувство.
Знание языков
Лично я считаю, что общение - важнейшая составляющая тренерского ремесла. Необходимо понимать, что происходит в команде, и проявлять участие. Работая в большом клубе, ты его представляешь. Ты являешься его лицом и посредством СМИ обеспечиваешь обратную связь с клубом и игроками. Потому важно любое слово, значение имеет каждая мелочь. В наше время иностранцу, который не знает языка, приходится очень тяжело.